Как можно использовать «большие данные» в туризме? Диалог на эту тему состоялся на полях гастро-туристического форума HoReCa, который прошёл во Владивостоке в последние дни июня.
Информация о нас, которая оседает в банках, у сотовых операторов, на различных площадках-агрегаторах, в соцсетях может быть не просто интересна, но и полезна для туристической отрасли. Главное, она должна быть деперсонализирована, то есть без привязки к конкретным людям
Работа с большими данными позволяет взглянуть на отрасль под разными ракурсами, учитывая сезонность, загруз отелей, популярность тех или иных мест отдыха, предпочтения туристов, средний возраст гостя, сроки бронирования, спрос на точки шопинга, предпочтения по общепиту, время пребывания в регионе и т.д. Это позволяет получить срез целевой аудитории, понять, кто едет на отдых в Приморье, в каком составе, с какими планами и желаниями. Работа с такими данными даёт возможность понять запросы клиента, повысить уровень его удовлетворённости и лояльности, и, как следствие, предложить ему качественный продукт, показать плюсы от приобретения туров в регион и т.д.
Для многих участников дискуссии стало настоящим откровением, что отдых в Хасанском районе предпочитают выбирать молодые и активные в возрасте до 25 лет, а вот люди семейные, порой почтенного возраста и даже с домашними питомцами отдают предпочтение базам отдыха в Ливадии. Прозвучали и популярные магазины, где туристы, спешащие к морю на своих авто, любят закупаться продуктами и хозтоварами.
Использование больших данных дало возможность приморским базам отдыха «растянуть» сезон. И если раньше приморцы май предпочитали проводить дома, разве что выбирались на пикник в соседний лесок или на дачу, то теперь многие считают это чуть ли не моветоном. Последние пару-тройку лет базы отдыха на майские праздники бронируют в первых числах марта. А вот на долю сентября приходится почти 50%. Никакого секрета – это участники ВЭФ.
Самые активные гости в Приморье – это хабаровчане. Им все близко и понятно в таких поездках. Почти в три раза увеличился поток из Якутии: к нам едут на поездах через Хабаровск, на собственных авто. На долю Москвы приходится 8%. Вокруг все изучили, надо смотреть страну дальше. А вот у Новосибирска всего 3%. И этому есть объяснения. Стоимость авиаперелёта в центр Сибири значительно дороже, чем в Первопрестольную. Так что здесь вопрос транспортной доступности на первом месте.
Зачем всё-таки нужны эти цифры и факты? Или просто о масштабном. Растёт поток въездного туризма? Предложим гостям сочетание мест посещения, отелей и ресторанов. Едут гости из соседних регионов? Вспомним о придорожной инфраструктуре для автопутешественников. Виден объём посещения баз отдыха? Есть субсидирование проектов по созданию таких мест отдыха.
«Это позволяет прогнозировать тренды, анализировать ситуацию на рынке, улучшать клиентский опыт, оптимизировать ценовые предложения и, как следствие, принимать решения для разработки планов и стратегий, создания новых проектов. Так, геоаналитика помогает запланировать различные мероприятия и фестивали, определить приоритетные направления развития туристической инфраструктуры, оценить вклад отрасли в региональную экономику», – подчеркнул выступающий перед аудиторией руководитель департамента проектного управления и аналитики Туристско-информационного центра Приморского края (Visit Primorye) Виталий Станиславчук.
Напомним, по итогам 2023 года Приморье претило около 3,8 миллионов гостей, в текущем году край ставит планку турпотока на 4 миллиона визитов.
Туристско-информационный центр
Приморского края, info@visit-primorye.ru