Yandex.Metrika

Фуникулёр

На карте
Алексей Николаев На карте

«Фуникулёр, фуникулёр, упрямый вагончик спускается с гор…» – поётся в песне популярной владивостокской группы «Туманный стон». Фуникулёр – один из символов и главных достопримечательностей Владивостока. Вот уже более 60 лет два разноцветных вагончика то карабкаются в крутую гору, то спускаются, перевозя горожан и туристов.

Дарья Агафонова

  • Длина путей: 183 метра
  • Длина эстакады: 155 метров
  • Поездок за час: 8
  • Время в пути: 1,5 минуты
  • Стоянка вагонов: 5 минут
  • Посадочных мест: 28

Идея строительства фуникулёра во Владивостоке принадлежит Никите Сергеевичу Хрущеву. Посетив впервые Владивосток в 1954 году, он предложил построить в городе несколько фуникулёров. Согласно Генеральному плану строительства Владивостока, утверждённому Советом министров СССР в декабре 1954 года, предполагалось построить два фуникулёра. Один на месте нынешнего длиной 300 метров, второй – в районе Гайдамакского парка длиной 800 метров. Но работы начались только в 1959 году, когда Хрущёв, возвращаясь после визита в США, вновь посетил Владивосток и обнаружил, что строительство фуникулёров так и не начиналось.

Открыть первый фуникулёр планировали в 1960 году к 100-летию Владивостока. Но работы затянулись. В итоге линия из двух станций на склоне сопки Орлиное гнездо была открыта 5 мая 1962 года. Вот как описывала тот день приморская газета «Красное знамя»: «В минувшую субботу к пятнадцати часам дня сотни владивостокцев заполонили улицу Пушкинскую около главного корпуса Дальневосточного политехнического института. Здесь состоялось торжественное открытие первого городского фуникулёра. Разрезана натянутая перед входом красная  лента. Люди заполняют зал ожидания, садятся в вагончик. Одновременно в такой же вагончик идёт посадка и на верхней площадке. Слесарь Юрий Патрикей ещё раз осматривает тормозную систему. Проводники Любовь Созинова и Галина Стрижак волнуются. Ведь это их первый рейс с пассажирами. Наконец, всё готово. Загораются сигнальные лампочки, раздаются звонки. Машинисты Антонина Удодова и Клавдия Никитенко  включают механизмы подъёма-спуска. Разом плавно двинулись навстречу друг другу два вагончика. На середине пути они «разминулись». Рейс длился около двух минут. И вот уже опять заполнены вагончики. Снова рейс».

Фуникулёр соединил улицы Пушкинскую и Суханова. Длина трассы – 183 метра – оказалась короче примерно на 100 метров от первоначально планировавшейся (по проекту верхняя станция должна была находиться на месте нынешней видовой площадки). Строительство второго фуникулёра так и не было начато. 

Вагоны для фуникулёра были изготовлены по индивидуальному заказу на Ленинградском вагоно-ремонтном заводе, а подъёмная установка – на заводе по выпуску шахтного оборудования в городе Сталино (Донецк). Те самые первые вагончики служат верой и правдой и по сей день. Правда, периодически меняя облик. В разные годы они были  белые, желтые, сейчас выкрашены в синий и красный цвет, а в 2019 году и вовсе приобрели тигриный окрас. 

С историей владивостокского фуникулера можно познакомиться на нижней станции на улице Пушкинской. В вестибюле висят старые фотографии и исторические документы. 

Фуникулёр – это сложный технический объект. Ежедневно каждый час проводится его техобслуживание. Один раз в год фуникулер закрывается на плановую профилактику, в течение которой проводится замена отработанных механизмов. В первые годы дефицит запчастей удовлетворялся за счёт комплекта вагонов для второго фуникулёра, которые стояли в трамвайном депо на Луговой. Со временем ремонт и изготовление запасных частей стало заботой коллектива, обслуживающего фуникулёр.

В 2002 году горный трамвайчик из-за износа оборудования и ветхого состояния путей закрылся на капитальный ремонт на долгие три года. Второй продолжительный «отдых» фуникулёр получил в 2008 году во время строительства Золотого моста и автомобильного тоннеля.

Когда фуникулёр не работает, горожане поднимаются в крутую гору и спускаются вниз по лестнице, построенной ещё в 1957 году. В народе ее прозвали «лестницей здоровья» или «лестницей 1001 ступени». Но на самом деле ступеней тут 368. 

Долгие годы основными пассажирами фуникулёра были студенты Технического университета, корпуса которого были рядом с нижней и верхней станциями. Но после переезда университета на Русский остров пассажиропоток значительно снизился. 

Но фуникулёр по-прежнему востребован. На горном трамвайчике любят кататься молодожёны. И, конечно, это популярный туристический объект. Каждый гость Владивостока стремится прокатиться на необычном трамвае. За полторы минуты в пути можно насладиться красивыми видами Владивостока и сделать необычные фотографии. По рассказам кондукторов, некоторые туристы, зачарованные открывающимися видами, катаются вверх-вниз по несколько раз: от моря к небу и обратно.

Фуникулер (Агафонова Дарья).jpg

Поделиться: