Прогулка по Алеутской

На карте
На карте

Улица Алеутская — центральная улица Владивостока протянулась на 2 км к северу от Привокзальной площади. Название улица получила в память о шхуне «Алеут», которая исследовала побережье Дальнего Востока.

  • Место: Владивосток
  • Тип маршрута: Пешеходный
  • Продолжительность маршрута: 2 часа
  • Протяженность маршрута: 2,5 км

Железнодорожный вокзал города Владивосток

Строительство вокзала началось в 1891 году в связи с сооружением Транссибирской магистрали, связавшей Москву-столицу с городом-портом Владивосток на берегу Тихого океана. Магистраль прокладывалась одновременно и с Запада и с Востока. В 1880 годах место под строительство ЖД вокзала определяла специальная комиссия, которая решила, что это будет берег бухты Золотой Рог, обращенный к проливу Босфор Восточный. Именно здесь и состоялась закладка здания вокзала 19 мая 1891 г. Это событие было чрезвычайно торжественное и многолюдное, в нем принимал участие Его Императорское Высочество Великий Князь Наследник Цесаревич Николай Александрович Романов. 

Здание вокзала было торжественно освящено и открыто 2 ноября 1893 г. Но вскоре, уже в 1906 г., после ввода в эксплуатацию Уссурийской железной дороги, стало понятно, что вокзал необходимо расширять. Новое здание вокзала строилось в 1909 -1912 гг. 

Позднее проводились реставрации вокзала, в ходе которых постепенно стирался его первоначальный облик. В связи с чем в 1990 г. было принято решение капитально отреставрировать вокзал и вернуть ему его первозданную красоту. 

Во время проведения международного конкурса была выбрана фирма «Тегола Канадезе», которая и выполняла ремонт здания вокзала. И вот уже более 20 лет вокзал радует своим видом гостей и жителей города. К 100-летию вокзала в 2012 г. в главном пассажирском зале была установлена икона Св. Николая Мирликийского Чудотворца. А в 2013 г, когда отмечалось 400-летие воцарения династии Романовых, на главном фасаде вокзала была установлена памятная доска с барельефом Цесаревича Николая Александровича. 

Больше о железнодорожном вокзале Владивостока читайте в статье "Железнодорожный вокзал в деталях".

Стелла Транс-Сибирской магистрали 9288 км.

Километровый столб 9288 — стела, сооружена на платформе железнодорожного вокзала во Владивостоке, в том месте, где ранее стоял стандартный километровый столб 9288 км. Символизирует конец Транссибирской магистрали. Стела установлена на перроне вокзала и увенчана двуглавым орлом."Здесь заканчивается Великая Транс-Сибирская железная дорога. Расстояние до Москвы - 9288 километров" - написано на её подножии. Колонна "Конец Транссиба" установлена к 100-летию ДВЖД и завершению ремонта здания вокзала в 1996 г. 

BAL_5182.jpg

 Паровоз №3306

Паровоз №3306 попал в Россию по ленд-лизу в 1945 году и был приписан к депо Первая Речка. Он перевозил грузы по Дальневосточной магистрали до тех пор, пока паровозы не заменила тепловозная тяга. В 1996 году по инициативе начальника Владивостокского отделения Валерия Тарабарова локомотив вывели из резерва и установили на железнодорожном вокзале в качестве памятника доблестному труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Теперь он главная достопримечательность города, с которой знакомятся пассажиры, приезжающие в столицу Приморья.

BAL_5202.jpg

BAL_5159.jpg

BAL_5191.jpg


По многолетней традиции накануне Дня Победы на мемориале владивостокского вокзала "Паровоз" проводятся торжественные митинги с участием ветеранов прошедшей войны, тружениками тыла и молодым поколением, чтобы почтить память железнодорожников, павших в боях на фронтах Великой Отечественной войны.

Морской вокзал и видовая площадка

История морского вокзала началась вместе с историей Владивостока, т.е. в 60х годах 19 века. В то время здесь находилась станция шхуны Алеут, на месте которой через 20 лет построили каменную пристань для приема, отправки и таможенного оформления коммерческих грузов. Именно эта пристань стала первой стоянкой для русских судов. Первое 2х этажное здание морского вокзала появилось в 1903 г., оно просуществовало до 1959 г. Потом возвели новое комфортабельное здание, в то время считавшееся лучшим в стране. Свой современный вид Владивостокский Морской Вокзал приобрел в 1991г., когда здание было отреставрировано итальянской строительной компанией. На сегодняшний день у причала морвокзала могут швартоваться любые суда, включай лайнеры–гиганты.  

Антон Блохин Владивосток.jpg
Фото: Антон Блохин

Гранд-отель Скидельских (1-ая Морская, 2)

В 1902 году во Владивостоке построили гостиницу «Гранд-отель». Также она служила доходным домом семьи промышленника Скидельского.

Известно, что в 1918 году в этом здании располагалось Британское консульство. В 1922 году здесь работал Приморский областной ревком, в 1923 году — Приморский губисполком. Тогда же в бывшей гостинице открыли Дворец труда, украшенный рельефными портретами Владимира Ленина и Карла Маркса, а также композицией на козырьке «Пролетарий, разбивающий цепи на земном шаре». Эти украшения создал художник-монументалист и скульптор Владимир (Франтишек) Францевич Винклер.

В 1968-1969 году здание надстроили ещё двумя этажами. Теперь в памятнике архитектуры (истории) размещены Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, Департамент культуры региона и Управление здравоохранения администрации Владивостока.

Пароходство (компания «Бринер и партнеры»)

Дальневосточное морское пароходство ведет свою историю с 1880 года. Еще во времена Российской Империи было принято стратегическое решение развивать восточное побережье страны и пароходство на базе порта Владивостока. Была создана компания «Агентство Добровольного Флота». Сегодняшнее свое название «Дальневосточное морское пароходство» компания-перевозчик получила в далеком 1935 году. Первым судном, взявшим курс к далекому берегу, был пароход под названием «Москва». Именно с этим рейсом начинается история регулярных судозаходов во Владивостокский порт. В период Великой Отечественной войны Владивосток был основным тихоокеанским форпостом Советского Союза.  После официального объявления войны, город и порт полностью перешли в боевой режим. Так сложилось, что в эти годы Владивосток остался последним портом СССР, располагавшимся вне зоны боевых действий. Через него шёл большой поток грузов для снабжения, обороны и нападений.

Особняк Бриннеров

Швейцарец Юлиус Йозеф Бриннер, или, как его стали называть, Юлий Иванович, впервые появился во Владивостоке в 1874 году. Его судоходное агентство в Йокогаме тесно сотрудничало с владивостокским торговым домом «Кунст и Альберс». Молодого коммерсанта заинтересовал новый строящийся город, и он решил здесь остаться. Позже Бриннер получил российское гражданство и стал ведущим промышленником, оказав огромное влияние на историческое развитие Владивостока. 

DSC_8801.JPG

В 1910 году особняк Бриннера по адресу ул. Алеутская, 15Б (ныне) был построен по проекту немца Георгия Юнгхенделя. Трехэтажное здание выполнили из кирпича под штукатурку. Романтический образ загородного замка Юнгхендель создал за счет эркеров, балконов на консолях, врезанного в северный фасад башенного объема лестничной клетки, сочетания высокого овального фронтона восточного фасада и массивного рустованного цоколя с легким плоским карнизом. Во Владивостоке в 1920-м году появился на свет его внук Юлий Бринер. Вскоре его родители эмигрировали, Юл вырос за рубежом и сделал блистательную актерскую карьеру в США, став известным под именем Юл Бриннер (он добавил себе вторую «н» в фамилию, чтобы сохранить её звучание на английском). В 1957 году Юл Бриннер получил «Оскар» как лучший актёр года за главную роль в фильме «Король и я». 28 сентября 2012 году в сквере у дома, где родился актёр, ему поставили памятник. На его открытии присутствовал сын Юла Бриннера Рок — частый гость Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого». В настоящее время в здании размещается офис Дальневосточного морского пароходства.

Комплекс зданий «Серая Лошадь»

Далее по Алеутской в сторону центра выделяются дома № 17 и 19, в облике которых безошибочно угадывается стиль «сталинский ампир». Это два здания с одним «народным» названием «Серая лошадь». В конце 1930-х в городе не было построек выше 3–4 этажей, а эти — 7–8 этажные. Учитывая высоту потолков в домах — 3,5 метра, это были настоящие «небоскрёбы» Владивостока. На крыше дома № 17 стоят четыре скульптуры, символизирующие единение народа и красной армии — колхозницы, шахтера, красноармейца и лётчицы. Происхождение «народного» названия «Серая лошадь» доподлинно не известно. По самой распространённой (очевидной и поэтому маловероятной) из версий, когда-то на крыше одного из домов стояла фигура лошади. Другая версия — что авторами названия были моряки, которые окрестили так изначально столовую, где они обмывали разные жизненные поводы. Она им якобы напоминала другую столовую, находившуюся в Кронштадте возле фортов «Красная горка» и «Серая лошадь».

Приморская государственная картинная галерея

Здание галереи сооружалось в 1899-1903 году для Русско-Азиатского банка во Владивостоке, оно является одним из главных памятников архитектуры Владивостока.  Автором здания является Базиевский, знаменитый военный инженер. В начале 1930-х годов ХХ века во Владивосток приходили различные экспонаты из фондов Государственного Русского Музея, Третьяковки, музея Академии Художеств, из Государственного Эрмитажа. Чтобы была возможность выставить эти художественные произведения на обзор широкой публики, и был создан музей, обладающий уникальной коллекцией. Именно в этот период времени в Приморский край попали редкие полотна Шагала, Шишкина, Щедрина, Репина и раритетная древнерусская живопись. Приморскую государственную картинную галерею зачастую именуют жемчужиной культуры на Дальнем Востоке.

KbDVNgc_mpQ-1024x438.jpg


Поделиться: