Ровно 45 лет назад фильм японского режиссера Акиры Куросава «Дерсу Узала» получил главную мировую кинонаграду – премию «Оскар». Как известно, картина снималась в Приморье – в окрестностях Арсеньева. Спустя почти полвека места съемок оскароносного фильма могут стать туристическим маршрутом для российских и японских туристов.
Самурай с русской душой
К середине 70-х годов прошлого века Акира Куросава уже считался одним из самых известных режиссеров мирового кино, обладателем множества престижных кинонаград. Как получилось, что признанный мастер впервые решил взяться за съемки фильма не на японском языке, еще и не где-нибудь, а в СССР?
«У Куросавы всегда было особое отношение к России, - отмечает японист и литературовед Елена Катасонова. - В его творческой биографии три фильма, основанных на произведениях русских писателей: «Идиот» Достоевского, «На дне» Горького и «Дерсу Узала» Арсеньева. Мотивы, взятые из русской литературы, прослеживаются и во многих других работах режиссера. Он воспитывался на русской классике, любил русскую культуру и русскую природу, имел много друзей среди наших режиссеров и артистов. Его высоко ценили в Советском Союзе. Некоторые из его фильмов с успехом шли на советском экране».
В 1971 году Акира Куросава впервые приехал в нашу страну. На VII Московском кинофестивале он представлял свою картину «Под стук трамвайных колес». В Москве Куросава много общался с советскими режиссерами, актерами, киноведами. На одной из таких встреч ему поступило предложение снять фильм в СССР. Причем ему предложили не очередной совместный проект, а возможность снять свой авторский фильм по одному из произведений русских или советских писателей. Более того, творческий выбор оставался во всем за ним, тогда как финансирование картины и все техническое обеспечение съемок брала на себя советская сторона.
Авторы фото: Н. и А. Назаровы
Ученые окружили Юрия Соломина и Максима Мунзука. Правее Мунзука стоит организатор поездки пресс-секретарь ДВНЦ Владимир Ильич Засельский (в черном плаще).
Какое-то время Куросава не мог поверить в происходящее. У него появился шанс на исполнение своей давней мечты: поставить фильм по книге русского писателя-путешественника, исследователя Уссурийского края Владимира Арсеньева.
«В прошлом веке Арсеньевым зачитывались не только в СССР. Его перевели в Японии, и одним из поклонников русского автора был Куросава, - рассказывает Елена Катасонова. - Арсеньева он прочитал еще в конце 1940-х годов и уже тогда загорелся желанием поставить фильм по его прозе. Причем, сначала хотел разыграть сюжет, как обычно, на северном острове Хоккайдо, где снимал инсценировки произведений русских писателей».
Авторы фото: Н. и А. Назаровы.
Юрий Мефодьевич Соломин, исполнитель роли В.К. Арсеньева.
«На Хоккайдо такой фильм по-настоящему не мог бы получиться. Там иные, не похожие на Уссурийскую тайгу, масштабы природы. Там не мог бы жить такой человек, как Дерсу Узала. Эту картину нужно было снимать на русской Земле, но тогда, двадцать лет назад, это было невозможно», - признался Император японского кино в 1975 году в одном из интервью.
Однако несмотря на такое заманчивое предложение и шанс воплотить мечту, Куросава взял время на размышление, которое растянулось на целый год. И в этот году едва не случилось страшное. Режиссер, находившийся в то время в творческом, жизненной и финансовом кризисе, совершил попытку самоубийства. К счастью, его спасли. И в 1972 г. Акира Куросава отправляется в СССР снимать кино.
Восемь месяцев в тайге
Съемкам предшествовал сложный и длительный подготовительный период, включавший написание сценария, подбор актеров. В основу сценария фильма легли две книги Арсеньева - «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». На роль Дерсу Узала первоначально планировался японский актер Тосиро Мифунэ – многолетний друг и соратник Куросава, звезда «Семи самураев», «Расёмона» и «Телохранителя». После его отказа рассматривались кандидатуры нанайского певца Кола Бельды, бурятского танцовщика Цыдена Бадмаева и даже … Михаила Ульянова. Но в итоге на главные роли режиссер утвердил неизвестного тувинского артиста Максима Мунзука (Дерсу Узала) и Юрия Соломина, воплотившего на экране образ Владимира Арсеньева.
Авторы фото: Н. и А. Назаровы.
Подпись к фото: Гримирование Юрия Мефодьевича Соломина.
Места для съемок оператору Федору Добронравову и художнику Юрию Ракше помогал выбирать известный арсеньевский краевед Вячеслав Гусельников, чей отец лично был знаком с Арсеньевым.
Первые кадры фильма были сняты 28 мая 1974 года. Юрий Соломин вспоминал: «Первый съемочный день был как первомайская демонстрация. Весь город собрался возле гостиницы «Таежная». Нам с трудом удалось пройти к автобусу».
С того дня ежедневно от гостиницы «Таежная» в окрестности Арсеньева, на натуру, отправлялось до 100 человек и больше – осветители, пиротехники, бутафоры, реквизиторы, гримеры, звукооператоры, актеры, операторы, режиссеры.
Съемки продолжались 8 месяцев, о которых с большой теплотой и ностальгией затем вспоминали все участники. Вспоминали о том, как жили в палатках без электричества, как снимали без выходных с раннего утра до позднего вечера.
Акиру Куросава вспоминают как тихого, скромного, но в то же время очень требовательного человека. Для него не существовало мелочей. К примеру, в рюкзак Арсеньева он укладывал те вещи, которые были описаны в дневнике Владимира Клавдиевича. Соломин позже признавался: «Я с трудом поднимал этот рюкзак – такая получалась тяжесть». Что же тогда говорить о натурных съемках? Куросава настаивал: «Мы должны пройти арсеньевской тропой. Снять фильм в месте его путешествий!». Для этого пришлось прибегнуть к помощи местных знатоков тайги, исходивших ее вдоль и поперек, постигших ее законы, разгадавших ее тайны. Так в киногруппе оказался местный егерь Леонид Данилевич.
Куросава, как и все, жил в гостинице «Таежная» в центре Арсеньева. Сейчас об этом напоминает мемориальная табличка у входа в номер.
Вообще, удивителен сам факт, что иностранная съемочная группа жила и работала в закрытом в ту пору городе, на территории которого располагались секретные военные заводы.
Авторы фото: Н. и А. Назаровы.
Подпись к фото: Ученые Дальневосточного научного центра (в основном института химии) на съемочной площадке кинофильма «Дерсу Узала».
«Акира Куросава и его японские коллеги были первыми иностранцами, кто приехал в наш город», - говорит бывший мэр Арсеньева Владимир Беспалов.
Многие местные жители на время стали актерами, снимаясь в массовке, помогали съемочной группе.
«Поддержка города чувствовалась во всем. Нужно выкопать большую яму, проредить лес для оператора - на помощь приходили солдаты. Не помню ни одного простоя, который бы случился по вине города, пообещал и не дали. Администрация работала как часы. Куросава таким отношение был потрясен. Помню, он весь просиял, когда ему сказали, что в городе объявились добровольцы, которые готовы помочь декорировать тайгу», - вспоминал Леонид Данилевич.
«Город взял на себя ответственность за будущий успех фильма, - продолжает Владимир Беспалов. – Разумеется, нас волновал престиж страны. Разумеется, нас вдохновляло имя великого японского кинорежиссера. Но главным было все-таки другое. Арсеньевцы участвовали в съемках фильма о гольде-земляке. Ведь доподлинно известно, что Дерсу Узала родился недалеко от Анучино. Там располагалось его жилище и там же, в 1907 году, но присоединился к экспедиции Арсеньева».
«К нам местные жители относились по-доброму. Приглашали в гости, угощали. Помогали чем могли, - вспоминал позже Юрий Соломин. - Город небольшой, все друг друга знали. Мы за время съемок тоже можно сказать стали местными жителями».
Несмотря на плотный график съемок, регулярно устраивались творческие встречи с актерами – в районных домах культуры, в совхозах, в производственных коллективах, техникумах и школах.
Куросава настолько проникся добротой местных жителей, что пообещал им, что именно они станут первыми зрителями картины. И сдержал свое обещание. Премьера фильма «Дерсу Узала» состоялась в Арсеньеве в кинотеатре «Космос» 24 октября 1975 года.
«Если во время киноэкспедиции нам удалось добиться таких результатов, то этим и Куросава, и весь съемочный коллектив обязаны прежде всего арсеньевцам», - отметил на премьере директор картины Карлен Агаджанов.
После выхода фильма на экраны главным действующим лицам – Юрию Соломину и Максиму Мунзуку присвоили звание «Почётный гражданин города Арсеньева». А в 2002 году по ходатайству жителей это звание было присвоено и Акире Куросава (посмертно).
Авторы фото: Н. и А. Назаровы.
Подпись к фото: Режиссер Акира Куросава. Рабочий момент съемок.
«Он вошел в леса нашего Приамурья, чтобы встретиться с замечательными героями книги В. Арсеньева и провести с ними дни, которые он потом назвал самыми счастливыми в свой жизни», - написал журнал «Советский экран» в 1975 году.
Рассказывают, что, покидая СССР после окончания работы, японский мэтр плакал в московском аэропорту.
До последних дней жизни Акиру Куросава и Юрия Соломина связывала теплая дружба. Русский актер нередко приезжал на гастроли в Японию и каждый раз встречался с мастером. А уже став художественным руководителем Малого театра, Соломин предложил японскому другу поставить спектакль по русской классике на старейшей московской сцене. Куросава воспринял эту идею с огромной радостью и энтузиазмом. Но воплотить ее в жизнь не успел.
Кино как драйвер развития туризма
Сегодня в Арсеньеве не так много напоминаний, что полвека назад здесь снимали фильм, получивший «Оскар» (к тому времени лишь второй для нашей страны). Уже упоминавшая табличка в гостинице «Таежная», памятный камень, установленный в 2003 году у ДК «Прогресс» да экспозиция в местном музее. Вот, пожалуй, и все.
Но есть местные жители, которые были свидетелями, а некоторые и непосредственными участниками съемок фильма. Они могу многое рассказать и показать.
Есть много примеров, когда съемки фильма становились лучшей рекламой того или иного места. Самый яркий пример - Териберка в Мурманской области. После выхода на экраны фильма «Левиафан» в этот почти уже вымерший поселок повалили толпы туристов со всего мира, вдохнув в Териберку новую жизнь. Почему бы и Арсеньеву не использовать свое кинопрошлое для развития туризма?
«Мы спросили у своих японских партнеров, будет ли им интересен маршрут по местам съемок фильма «Дерсу Узала», - говорит Екатерина Изотова, директор туристической фирмы «Лаки-турс». - Выяснилось, что если Куросава знают все, то фильм мало кто видел. Тем не менее, наши партнеры заинтересовались этим предложением. Но нужна детально проработанная программа тура. И вот тут есть нюансы. По своему многолетнему опыту могу сказать, что японцы – это особая категория туристов. Ехать три часа до Арсеньева они не готовы. Нужны минимум две остановки в местах с комфортабельными туалетами и кафе. А с этим на трассе есть проблемы. Да и что им показывать в Арсеньеве кроме номера, где жил Куросава и мемориального камня? Поэтому перед нами стоит задача дополнить тематику Акира Куросава другими туристическими ресурсами и объектами показа в Арсеньеве, чтобы предложить партнерам новый интересный продукт на рассмотрение».
МНЕНИЕ
Рекламу Арсеньеву сделал сам Император японского кино
Ольга Сумарокова, специалист по экономическому сотрудничеству Японского центра во Владивостоке
«Для того, чтобы начать приглашать гостей, необходимо озаботиться имиджем туристической дестинации. Для гостей из Японии положительный имидж города Арсеньева уже создан самим «Императором японского кино». Далеко не каждый город может похвастаться съемками Оскароносного фильма. Осталось только напомнить японцам об этом.
Среди учебных материалов нашего центра мы нашли перечень целей путешествия, предпочитаемых японцами: любование природой и ландшафтами (стоит на первом месте). Далее по списку в тройке лидирующих целей мы видим «посещение исторических и архитектурных достопримечательностей». Думаю, номер гостиницы «Таёжная», где жил Куросава, уже приобрел статус достопримечательности. Среди целей путешествия упомянут и такой необычный пункт как «проживание в знаменитых гостиницах». Знаменитыми их делают звёздные постояльцы, к которым Акира Куросава и Юрий Соломин безусловно относятся.
Отдельно стоит рассмотреть любовь японцев в том числе молодого поколения к турам по местам съемок известного фильма, сериала, по местам, упомянутых в известных анимэ или манга или компьютерной игре. Вспомните, например, «Унесенных призраками» Хаяо Миядзаки, где место действия — реально существующий онсэн (горячий источник) Дого. Причем ради такого путешествия люди готовы ехать в самые отдаленные места, где не ступала нога чужака, и примеров тому очень много.
Поэтому не стоит опасаться таёжной удаленности Арсеньева, необходимо разработать удобные маршруты в тайгу для разного типа туристов. Разделить их на категории сложности и предложить на выбор. Начать необходимо с тех мест, где велись съемки фильма, постепенно удаляясь от города и со временем предлагая маршруты по следам самого В. К. Арсеньева и Дерсу для подготовленных.
К традиционным для Японии и экзотическим на наш взгляд целям путешествия, но о которых хорошо знают коллеги с Камчатки, не один год принимающие чартерные летние рейсы из Японии, относятся такие наслаждения, как пение птиц, фотоохота, фотосессии из укрытия за краснокнижными представителями дикой природы (как фауны, так и флоры). Мне кажется, с этим в Арсеньеве и окрестностях все более, чем хорошо.
Текст: Евгений Коновалов
Фото: из фондов ОИАК-РГО