Каждый день от Ярославского вокзала Москвы отходит поезд №2 «Россия» и спустя семь суток он прибывает на другой конец большой страны - во Владивосток. И первое, что встречает прибывающих пассажиров – это железнодорожный вокзал. И это не просто вокзал. Это настоящий памятник русского зодчества.
Любопытный факт: нынешнего вокзала могло и не быть. Дело в том, что при проектировке Южно-Уссурийской железной дороги от Владивостока до Графской (Дальнереченск) предполагалось сделать конечной станцию Первая Речка, а к городу (а точнее, к порту) проложить ветку. Позже в проект было внесено изменение и конечной станцией решили все-таки сделать Владивосток.
19 мая 1891 года при участии цесаревича Николая были заложены железная дорога и вокзал. Цесаревичу подали на серебряном блюде молоток и лопату, а также в специальной чаше раствор цемента. И Его Императорское Высочество, перекрестившись, вложил в специальную каменную нишу серебряную доску и тщательно замуровал ее «на веки вечные».
Первое здание вокзала строилось по проекту архитектора П.Е. Базилевского. Это было одноэтажное каменное строение «пассажирского вокзала 2-го класса, прямоугольного в плане, с входным ризалитом и двумя двухэтажными башнями по торцам основного объема».
Вдоль всей крыши был устроен решетчатый кровельный парапет с кирпичными столбиками для поддержки кровли. Вид здания со стороны путей был таким же. Над входной дверью была надстройка мезонинного типа с мачтой для подъема флага. На боковой стене с северной стороны имелась надпись: «От Владивостока до Петербурга 9877 верст».
1 июля 1894 года здание было окончательно готово, а 27 декабря было открыто пассажирское и товарное движение по дороге. В 1906 году железнодорожные пути были расширены и проложены по обе стороны вокзала. Для этой цели со стороны площади выбрали грунт. Сюда стали приниматься приходящие поезда, а со стороны моря они отправлялись. Станция была рассчитана на 6 пар поездов.
Кто автор?
После русско-японской войны вокзал стал тесным, поэтому было решено его расширить и перестроить. До этого в 1908 году было проведено еще одно важное мероприятие. С самого начала движения поездов рельсы были уложены на одном уровне с улицей Светланской, и когда шли поезда, шлагбаумы перекрывали движение на улице. Руководство железной дороги решило устранить это неудобство. Полотно дороги углубили на полторы сажени. На трех улицах были выстроены виадуки и теперь ничто не мешало движению поездов.
На перестройку вокзала было ассигновано до 250 тысяч рублей. При составлении проекта нового здания было решено использовать старое. А вот кто именно является автором проекта нового вокзала, исследователи до сих пор не пришли к единому мнению. Известный приморский краевед Нелли Мизь в своей книге «Владивосток: прогулки в прошлое» пишет, что в разных источниках и в разные годы авторами проекта называли Ф.Е. Никлевича, Н. В. Коновалова, В.А. Плансона, В.А. Покровского и других.
В книге «Памятники истории и культуры города Владивостока» указано, что проект в Петербурге разрабатывал Николай Васильевич Коновалов, но перед этим приезжал во Владивосток, чтобы ознакомиться с условиями.
В. Марков в своем путеводителе «Владивосток. Полтора века на карте России» тоже пишет, что автор проекта Н.В. Коновалов. И за этот проект он был даже удостоен специальной награды Императорской академии художеств.
Экскурсовод и краевед Татьяна Фоменко говорит, что строительством точно занимался Владимир Плансон, есть даже его фотографии на стройке.
«В Харбинском журнале «Архитектура и жизнь» было опубликовано, что общая идея вокзала с разработкой деталей была произведена в Петербурге в правлении Общества Китайской Восточной железной дороги. Было непременное условие, чтобы здание было в русском стиле, но без перегружения декоративными деталями. Постройка была передана в ведение Уссурийского отделения КВЖД, а производителем работ был назначен гражданский инженер Плансон. Как производитель работ, он играл значительную роль в строительстве вокзала: привязывал его к месту, вел авторский надзор, фактически доводил проект до ума. Вместе с тем существует значительное число чертежей, которые он разрабатывал собственноручно по ходу строительства. На них имеется подпись Плансона как автора».
Новый старый вокзал
Закладка нового вокзала состоялась 16 января 1909 года, а 5 февраля 1912 года состоялось торжественное открытие. Полностью реконструкция вокзального комплекса с меблировкой и росписью интерьеров здания, устройством пассажирских платформ и каменных лестниц выхода на привокзальную площадь, мощением площади была завершена к сентябрю того же года.
И хотя изначально планировалась перестройка старого вокзала, вышло по сути совершенно другое здание. Выстроенное из серого гранитного песчаника, доставленного с острова Русского, с выкрашенным в цвет слоновой кости фасадом, оно было существенно увеличено в размерах. Вот как описывали новый вокзал: «Надстроенный второй этаж соединялся двумя виадуками с привокзальной площадью, причем один из них представляет собой крытый и отапливаемый вестибюль, а другой остается открытым. В нижнем этаже пассажирское здание является островным, так что пути проходят с двух его сторон».
Изюминкой вокзала считалась вальмовая крыша с шатрообразными завершениями, которую украшают металлический гребень и небольшие фигурные слуховые окошки. На коньке крыши гордо красовался бронзовый двуглавый орел с короной и распростертыми крыльями как символ могущества России. На западном фасаде находился мозаичный герб Приморской области, на восточном – герб Москвы – Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона. В этом была своя символика, свидетельствующая о неотрывности русского Владивостока от центральных районов России, от древних традиций русской культуры.
Своей живописностью здание вокзала напоминало многие шедевры русской архитектуры XVII века. Столичный журнал «Нива» в том же 1912 году отмечал, что Владивостокский вокзал является лучшим на всем пути Великой Сибирской железной дороги.
Есть устоявшееся мнение, что вокзал Владивостока – это копия Ярославского вокзала в Москве. Якобы облик двух вокзалов должен был гармонировать и перекликаться, поскольку они расположились на двух конечных точках Транссибирской магистрали. Но это не так. Хотя автор проекта Ярославского вокзала архитектор Федор Шехтель и выдвигал идею строительства в конечных пунктах всех железных дорог, берущих начало в Москве, зданий вокзалов в традициях древней русской культуры, что символизировало бы единство и неделимость России.
Во время Гайдовского восстания 17-18 ноября 1918 года и японского выступления 4-5 апреля 1920 года здание вокзала сильно пострадало. В октябре 1922 года при бегстве белых и интервентов из города вокзал, как и многие промышленные и общественные сооружения, подвергся разгрому. Был выведен из строя подвижный состав, разгромлены и сожжены складские помещения, вывезены рельсы прямо со шпалами.
Забвение и возрождение
С 1924 года облик здания вокзала стал меняться. Сначала был уничтожен двуглавый орел, затем под слоем штукатурки исчезли мозаичные панно с гербами, рельефные изображения из поливной керамики на русские фольклорно-сказочные сюжеты. Полностью изменилась окраска фасадов. В 1936 году интерьеры вокзала были расписаны Г. Григоровичем, а через двадцать лет В. Герасименко расписал кассовый зал, создав панно «Наша великая Родина».
«К 1991-1992 году вокзал был в ужасном состоянии, - рассказывает бывший начальник Владивостокского отделения ДВЖД Валерий Тарабаров. – От постоянного движения поездов и под влиянием грунтовых вод проломился фундамент. В результате на торце здания появилась сквозная трещина шириной полметра. Здание могла просто обрушиться»
В 1994-1996 годах была проведена масштабная реставрация здания вокзала.
«Сперва был объявлен всероссийский конкурс на проведение реставрационных работ. Но никто не изъявил желания. Тогда объявили международный конкурс, который выиграла компания из Венеции Tegola Canadese. Реконструкция вокзала обошлась в 13 миллионов долларов», - раскрывает секреты Валерий Тарабаров.
Итальянские мастера по сохранившимся чертежам и историческим документам максимально точно воссоздали первоначальный облик вокзала. Были восстановлены дверные проемы, лестничные перила, лепнина. Часть сколотой за сто лет плитки на полу и стенах заказали в Швейцарии – на том же заводе, который поставлял материалы для вокзала еще в начале прошлого века. Буквально из небытия вернули и уникальные изразцы и мозаичные панно на фасаде и внутри здания. Впрочем, нынешние изразцы – это новодел. Оригинальные же плитки передали на хранение в музей им. Арсеньева.
К сожалению, так и не удалось восстановить росписи на потолке на евангельские сюжеты, которые были утрачены безвозвратно.
К 100-летию вокзала в 2012 году в главном пассажирском зале была установлена икона Святого Николая Мирликийского Чудотворца. А в 2013 году, когда отмечалось 400-летие воцарения династии Романовых, на главном фасаде вокзала была установлена памятная доска с барельефом Цесаревича Николая Александровича.
В 1995 году железнодорожный вокзал Владивостока был включен в список объектов культурного наследия федерального значения. Сегодня это не только одно из самых красивых зданий города, но и популярная достопримечательность.
КСТАТИ
В 1996 году на платформе установили стеллу «9288», символизирующую самую восточную точку Транссибирской магистрали. 9288 км - это протяженность Транссиба. Стела увенчана двуглавым орлом. Тогда же на платформе вокзала был установлен мемориальный паровоз Еа-3306. Локомотив произведен по советским чертежам на заводе American Locomotive Company в 1944 году и поставлен в 1945 году в СССР по ленд-лизу. Он перевозил грузы по Дальневосточной магистрали. Его вывели из резерва и установили на железнодорожном вокзале в качестве памятника доблестному труду железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.
Поделиться: