Музей Арсеньева раскрывает секреты уникальной киностудии во Владивостоке

07.11.2023

«Сохраненное время» – так называется новая выставка, открывшаяся в Центре современного искусства «Артэтаж». Она посвящена истории «Дальтелефильма», уникальной студии, созданной при Приморском комитете по телевидению и радиовещанию 55 лет назад.

Несмотря на недолгую творческую историю, «Дальтелефильм» стал ярким событием в жизни региона. По задумке организаторов, Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева и ГТРК «Владивосток», выставка – это воспоминание о передовой по тем временам «фабрике фильмов», дань уважения талантливым людям, которые стояли у её истоков.

По мнению участников церемонии открытия, выставка получилась очень камерная, с настроением. На небольшом пространстве – личные архивы и воспоминания, редкие фотографии, изобретения умельцев, съемочная техника прошлых лет.

Дизайнерам Музея Арсеньева в содружестве с внешним куратором выставки Еленой Сорокиной, 7 лет проработавшей на «Дальтелефильме» ассистентом режиссера, удалось создать удивительную атмосферу, соответствующую эпохе 70-80-х годов. Атмосферу творчества, дружбы, собственной истории студии «Дальтелефильм». Есть здесь и маленький кинозал, в котором крутят старые документальные фильмы, сохранившие для нас ушедшее время.

Вспоминали, как все начиналось. В далеком 1968 году во Владивостоке открылась кинопроизводственная структура, сотрудники которой стали писать кинолетопись исторических фактов, событий, свершавшихся на окраине огромного государства. В год на «Дальтелефильме» выпускали в среднем по 4 часа 50 минут фильмов — 12-14 картин на широкой 35-мм киноплёнке. За недолгую историю (всего 25 лет) здесь было создано 394 ленты: «многотомная» хроника жизни и преобразования Дальнего Востока.

На «Дальтелефильме» трудились талантливые люди – сценаристы, режиссеры, операторы, монтажеры, инженеры...Среди них были умельцы, опередившие в изобретениях свое время. К примеру, Пётр Якимов. За 30 лет до появления видеокамер он сконструировал и изготовил синхронную 16-ти миллиметровую кинокамеру. Уже тогда в аппарате Якимова изображение и звук писались на одну плёнку. Даже в Москве подобного аппарата не было.

А еще это было время, когда штатив весил столько же, сколько оператор. А кинокамера весила ещё больше. Первым дикого леопарда в живой природе снял кинооператор «Дальтелефильма» Геннадий Шаликов. Он натягивал через горную речку стальной трос и вешал на него роликовую тележку. Увесистая камера каталась в ней через речку, принося государственной студии «Дальтелефильм» уникальные кадры.

Настоящей классикой и визитной карточкой студии стала короткометражка Олега Канищева 1969 года «Полтора часа до объятий» о возвращении из Антарктики во Владивосток китобойной флотилии «Советская Россия». Китобойный промысел давно запрещён, но «Объятия», впечатляют и сегодня. Не случайно его используют ведущие кинематографические вузы страны как пример полифонического монтажа.

Дальтелефильмовцами была создана своя собственная школа звукооператорского искусства – одна из лучших в стране. На примерах фильмов студии можно говорить и о культуре речи. В дикторских, закадровых текстах выверено каждое слово, оно искренно, точно, взвешенно и создает определенный эмоциональный настрой, вызывающий эмпатию у зрителя.

Специалисты считают, что правомерно говорить о дальневосточной школе документального кино. В 1970 и 1980-е годы студия из Владивостока входила в пятерку лучших студий страны, а её документальные ленты постоянно получали фестивальные награды. «Спустя три десятилетия после закрытия «Дальтелефильма» ленты студии собирают полные залы в кинотеатрах Владивостока. Ведь в них – дыхание ушедшей эпохи. Отрадно, что этот жанр возрождается и вызывает интерес у зрителей самого разного возраста»,  комментирует Елена Сорокина.

Директор «Артэтажа» Александр Городний пригласил жителей и гостей Владивостока побывать на выставке уже в предстоящую «Ночь искусств», пообещав авторские экскурсии от Елены.

Фото: Жанна Беляева / Музей Арсеньева

Поделиться: